Приехав в столицу, цесаревич продолжил свой роман с балериной Матильдой Кшесинской, начавшийся еще в марте 1890 года и длившийся до самой его женитьбы. После Николая Кшесинской оказывал свое покровительство великий князь Сергей Михайлович, который кроме Театрального общества командовал еще и российской артиллерией. В Петербурге по этому поводу шутили: «Благодаря деятельности великого князя мы имеем прекрасный балет, но не имеем приличной артиллерии». Кшесинская так и не опустилась ниже уровня великокняжеского внимания. Следующим покровителем балерины стал великий князь Андрей Владимирович, бывший на семь лет моложе ее. В 1902 году у Кшесинской родился от него сын, которого назвали Владимиром. Николай II пожаловал ему потомственное дворянство, фамилию Красинский и отчество Сергеевич, так как в то время Матильда считалась гражданской женой великого князя Сергея Михайловича. В 1921 году во Франции Андрей Владимирович и Кшесинская обвенчались, а в 1925 году католичка Матильда приняла православие. После этого ее сына стали величать Владимиром Андреевичем. Кшесинская прожила долгую жизнь и скончалась в Париже в 1971 году, за несколько месяцев до своего столетия.
![]() |
![]() |
Прима-балерина Мариинского театра М.Ф. Кшесинская. 1900 |
М.Ф. Кшесинская в балете Ц. Пуни «Дочь фараона». 1898 |
Матильда не являлась идеалом женской красоты, так, у нее были короткие ноги, но все искупали ее дивные глаза. Кшесинская происходила из балетной семьи, обладала хорошей техникой и выносливостью, могла дважды на бис протанцевать 32 фуэте. Эти качества позволили ей стать примой Мариинского балета, чему способствовал и патронат членов царской семьи.
![]() |
![]() |
Цесаревич Николай Александрович. 1890 | Великий князь Михаил Александрович. 1890 |